Сопровождение замещающих семей

ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ - скачать

Как воспитвать детей - скачать

Наказывать ребёнка: как и зачем? - скачать

Программа сопровождение - скачать
Программа сопровождение 2 - скачать

Положение о службе - скачать

Мастер - класс «Красота без химии» - скачать

Кодекс родителя - скачать


     Независимо от формы семейного устройства детей, каждая семья, принимающая ребенка, нуждается в юридической, психологической, педагогической помощи.

Основные этапы сопровождения замещающих семей:

1. Диагностика кандидатов в замещающие родители;

2. Подготовка и обучение кандидатов в замещающие родители;

3. Оказание психолого-педагогической, социально-правовой помощи приемным детям и замещающим родителям;

4. Осуществление выездов в замещающие семьи по обследованию условий проживания и воспитания приемных детей, социально-психологического климата в замещающих семьях;

5. Организация конкурсов, праздников, акций и других мероприятий для замещающих семей;

6. Проведение регулярного мониторинга жизнеустройства детей в замещающих семьях.

Работа по сопровождению замещающих семей.

     Опыт показывает, что гарантии благополучного будущего ребёнка – сироты, выросшего в семье, значительно выше, чем воспитанника государственного учреждения. Актуальной становится проблема правильного сопровождения приемной семьи.

От того, насколько успешно будет решена эта проблема, зависит судьба детей, находящихся в этих семьях на воспитании. Процесс взаимной адаптации замещающей семьи и приемного ребенка осложняется вхождением ребенка-сироты в замещающую семью независимо от формы семейного устройства и порождает множество проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой семейной системы, ее ресурсностью и готовностью к приему детей. С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях жизни в семье «группы риска» и сиротском учреждении установками поведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом привязанности также вносит свои проблемы в становление и развитие замещающей семьи.

Кроме того, на адаптацию замещающей семьи и приемного ребенка влияет равнодушное, а нередко и отрицательное отношение общества к детям-сиротам. Это отношение переносится и на семьи, которые берут на воспитание детей из сиротских учреждений, что затрудняет привлечение семей для организации замещающей семейной заботы, снижает возможности и темпы деинституализации. Важной проблемой является и профессиональная помощь семье на сложных этапах приучения ребенка к нормальной семейной жизни. Поэтому наиболее приемлемым вариантом выхода из данного круга проблем является создание единого социально-образовательного комплекса — системы межведомственного непрерывного психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи.

      Социально-психологическое сопровождение замещающих семей начинается непосредственно после заключения приемными родителями договора на передачу им ребенка (детей) на воспитание.

       Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей - это система психолого-педагогических мер, направленных на предотвращение семейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания в замещающей семье и обеспечивающих такие психолого-педагогические и социально-психологические условия жизнедеятельности замещающих родителей и ребенка, которые способствуют полноценному развитию и социализации личности приемного ребенка и повышению психолого-педагогической компетентности замещающих родителей.
      Замещающим родителям необходима помощь специалистов для более глубокого осознания и осмысления измене­ний, происходящих   в их жизненном про­странстве, и тех, которые будут происходить в их семье по мере роста или взросления ребенка.  Специалисты Центра предлагают замещающим родителям и детям из замещающих семей различные виды психолого-педагогической помощи в случаях возникновения трудностей в развитии и воспитании приемных детей. Такая своевременная работа позволяет уменьшить  количество проблем, возникающих в при­емных семьях, и уменьшает количество отказов от принятых детей.

      По мере взросления детей в замещающих семьях может возникать осложнение отношений между взрослым и ребенком. Ребенок может изменить свое отношение к приемным родителям, начать грубить, критиковать их. Появляется стремление к независимости, ребенок начинает больше интересоваться своей кровной семьей, может пытаться быть похожим на своих биологических родителей. Замещающим родителям необходимо, не дожидаясь, пока ребенок вступит в один из кризисных возрастов, как можно больше узнать о том, какие сюрпризы готовит тот или иной возраст и как с ними справляться. Поэтому следующим направлением психолого-педагогического сопровождения замещающих семей является работа по повышению уровня психолого-педагогической компетентности и развитию воспитательных возможностей замещающих родителей.

       В работе с замещающими семьями специалисты ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Асиновского района» опираются на разработанные ими программы.


1.jpg 2.jpg
3.jpg 4.jpg
5.jpg 6.jpg
9.jpg 10.jpg
7.jpg 8.jpg
DSCN0062.JPG DSCN0063.JPG
DSCN0070.JPG DSCN0243.JPG
DSCN0076.JPG DSCN9870.JPG


Службы сопровождения замещающих семей Первомайского района

Служба сопровождения Первомайского района находится в структуре службы по устройству в семью ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Асиновского района». Служба состоит из 3 человек: социального педагога и двух педагогов-психологов.

Сотрудники Службы работают в тесном контакте со специалистами органа опеки и попечительства Первомайского района, КДН, образовательными учреждениями Первомайского района.

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи - это система психолого-педагогических и социальных мер, направленных на предотвращение семейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания в замещающей семье и обеспечивающих такие психолого-педагогические и социально-психологические условия жизнедеятельности замещающих родителей и ребенка, которые способствуют полноценному развитию и социализации личности приемного ребенка и повышению психолого-педагогической компетентности замещающих родителей.

С целью коррекции и личностного развития привлекаем детей, родителей к организации и проведению мероприятий, организовываем досуг, отдых.

Постоянно проводятся следующие мероприятия как для замещающих родителей и детей, так и совместные мероприятия:

  • Районные собрания совместно со специалистами отдела опеки и попечительства Первомайского района с замещающими родителями
  • Праздники («День Матери», «День семьи», «День защиты детей», «Новый год и др.)
  • Районные семинары
  • Занятие с детьми на базе муниципальных школ
  • Конкурсы
  • Мастер – классы

Психолого-педагогического сопровождение замещающих семей ориентировано, прежде всего, на профилактику кризисных явлений в семьях с приемными детьми, актуализацию ресурсов замещающих семей, а также профилактику возвратов детей из замещающих семей в госудрственные учреждения.

Результаты мониторинга позволяют обобщить проблемы, возникающие у замещающих родителей в процессе воспитания приемного ребенка, следующим образом:

1. Психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей (депривация, расстройства привязанности, прошлый опыт ребенка, психотравма);

2. Проблемы развития ребенка на разных возрастных этапах, задержка психоречевого развития, педагогическая запущенность;

3. Специфика адаптационного периода (установление контакта с ребенком, поведение кровных детей, поведение взрослых членов семьи);

4. Трудности в воспитании ребенка, девиантное поведение приемных детей;

5. Особенности общения и взаимодействия в замещающей семье (стили взаимодействия, нормы и правила семейных отношений, права и обязанности членов семьи, конфликты и пути их разрешения, взаимодействие с кровными родственниками).

6. Эмоциональное выгорание замещающих родителей.


Организация сопровождения замещающих семей

            В целях создания условий для сохранения целостности приемных семей, семей опекунов, усыновителей и профилактики возврата ребенка в организацию для детей-сирот и   детей, оставшихся без попечения родителей 14.092016 года разработан и утвержден Порядок осуществления деятельности по сопровождению замещающих семей.

Новый порядок осуществления деятельности по сопровождению замещающих семей включает в себя 4 уровня сопровождения:

  • Адаптационный ( на данный момент 20 семей находятся на адаптационном уровне сопровождения)

На данном уровне находятся семьи в течение первого года после принятия ребенка в семью или замещающие семьи, сменившие место жительства.

Основная цель на данном этапе поддержка замещающей семьи на этапе её становления, коррекция детско – родительских отношений для предупреждения возникновения кризисных ситуаций, адаптация ребенка и семьи на новом месте жительства.

  • Кризисный (4 семьи)

На кризисном уровне сопровождения находятся семьи в ситуации конфликта, переживающие кризисные ситуации или испытывающие проблемы, с которыми они не могут справиться самостоятельно. Основная цель данного этапа это урегулирование семейной ситуации, вывод семьи из кризиса.

  • Экстренный (-)

Семьи на грани отказа от воспитания подопечного ребенка.

Цель сопровождения – предотвращение отказа и перевод семьи на кризисный уровень.

  • Базовый (61 семей)

Находятся замещающие семьи, самостоятельно справляющиеся с проблемами, выразившие желание быть на сопровождении. Целью всех мероприятий и услуг по сопровождению замещающих семей на других уровнях сопровождения является перевод семьи на базовый уровень сопровождения, для самостоятельного решения проблем.

            Основной задачей сопровождения на данном уровне является удовлетворение изменяющихся потребностей семьи в информировании и просвещении, а также в общей психолого – педагогической поддержке.

       В 2016-2017   годах родители и дети привлекались к организации и проведению социально – педагогических мероприятий, организовывался досуг, отдых, воспитательные мероприятия.

  • Праздник «Её величество МАМА»- 2016г.
  • Праздник воздушных шаров – декабрь 2016г.
  • Экскурсия в храм – июнь 2016г.

  • День семьи- 2017г.

  • Тренинг по эмоциональному выгоранию замещающих родителей – май 2017г.

  • Конкурс фотографий «Моя любимая семья» - май 2017г.

Постоянно проводятся индивидуальные и групповые консультации с детьми и их родителями по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций, снятии стресса, воспитания детей в семье, беседы с детьми: «Нормы и правила поведения в школе и дома», «Вредные привычки, последствия», «На ошибках учатся», беседы с родителями: «Первый год обучения в школе», «Нарушение сна у ребенка», «Ночные страхи», «Как помочь ребенку с домашним заданием», «Причины школьной неуспеваемости», «Особенности развития ребенка», «Кризис подросткового возраста» и др., совместные беседы с преподавателями школ, воспитателями детских садов.

18 мая 2017г. (4).JPG 18 мая 2017г..JPG

SAM_4352.JPG SAM_4357.JPG

SAM_4592.JPG SAM_4612.JPG

SAM_4818.JPG SAM_4820.JPG

SAM_4821.JPG SAM_4822.JPG

Конкурс «НОВОГОДНЯЯ ИГРУШКА СЕМЬИ».

Новый год - один из самых добрых, весёлых и таинственных праздников в году.   Это праздник надежд, стремлений к лучшему. Волшебство везде - в воздухе, в аромате ёлок, дожде серпантина и мишуры, праздничных свечах и весёлых хлопушках. Каждый из нас хочет, чтобы этот день стал самым волшебным и незабываемым.         

Специалисты службы сопровождения замещающих семей Первомайского района в предверии праздника предложили приёмным родителям, членам их семей, ребятам принять участие в новогоднем конкурсе «НОВОГОДНЯЯ ИГРУШКА СЕМЬИ».

Цель конкурса: Выявление творческих способностей, раскрытие творческого потенциала детей. Укрепление внутрисемейных связей.

Номинации конкурса:

«Ёлочка-красавица» - новогодние ёлочки из различных материалов.

«Чудо-символ» - самый интересный новогодний символ 2017г.

В конкурсе приняли участие дети дошкольного возраста, учащиеся начальных классов, а также учащиеся 5-9 классов.

Работы были выполнены из разнообразных и оригинальных материалов: бумаги различных видов, ниток, тканей, коробок, ватных дисков и т.д.

15 января 2017г. были подведены итоги конкурса.

Все участники творческого конкурса награждены    сертификатами.

Победители конкурса награждены дипломами 1 степени, призёры конкурса дипломами 2 и 3 степени.

1.JPG  2.JPG

3.JPG  SAM_4678.JPG


Полезная информация для замещающих родителей.

В нашем Центре дети из замещающих семей, а также их родители для психологической разгрузки могут воспользоваться услугами педагога - психолога сенсорной комнаты.

    Занятия в сенсорной комнате направлены на получение разнообразных, слуховых, тактильных стимулов, сочетание которых оказывает на психическое, эмоциональное развитие ребенка расслабляющее, восстанавливающее и в то же время тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее воздействие.

   Это не игровая, где ребенок проводит досуг и отдыхает, это комната где ребёнок познаёт себя с другой стороны. Например, ребенок ладонями и стопами трогает разные по форме предметы и поверхности, или «купается» в бассейне с шариками, прислушиваясь к своим чувствам, ассоциациям. Сенсорный в переводе с латинского означает «ощущение», «чувство». Благодаря созданной среде ребенок прислушивается к своим ощущениям, учится их контролировать. Занятия с педагогом-психологом проходят в игровой форме. Дети рисуют, слушают музыку. Обстановка «волшебной комнаты» рассчитана на расслабление, переключение на отдых. Детей охватывает общее состояние покоя, наступающее в результате воздействия спокойной музыки и приглушенного света…

    Необычную атмосферу создают переливающиеся, как новогодняя гирлянда, струящиеся волокна, которые дети могут перебирать руками, «пузырьковая» колонна. В их распоряжении– игры для развития координации рук и ног, мягкое расслабляющее кресло.

Занятия в сенсорной комнате показаны не только для особых детей, имеющих проблемы со здоровьем. Очень эффективны занятия    при коррекции страхов, тревожности, агрессии, личностных и коммуникабельных проблемах.

Мы приглашаем Вас во вторник и четверг каждого месяца подробную информацию вы можете получить по телефону 8(38)241 2-81-78.


2.jpg  3.jpg

4.jpg  1.jpg


Cоветы приемным родителям - скачать


2.jpg 3.jpg
4.jpg 5.jpg
6.jpg 7.jpg
8.jpg 9.jpg
11.jpg 12.jpg
13.jpg 14.jpg
15.jpg 16.jpg
1.jpg 10.jpg 17.jpg

Веселые старты.

Веселые старты.

Известно, что ничто так не сближает родителей и детей, как совместные праздники и развлечения. Именно поэтому, в преддверии двух праздников (День защитника Отечества и международный женский день), 20 февраля на базе МОУДО Первомайской детско – юношеской спортивной школе состоялся семейный спортивный праздник «Веселые старты». На мероприятие собралось 5 замещающих семей, а это 20 участников необычного спортивного праздника.

  • 27.02.2018

15 февраля 2018 г. прошел семинар-практикум  «Детско-родительские отношения в замещающей семье. Психолого-педагогические основы эффективного взаимодействия родителей с приемными детьми»

15 февраля 2018 г. прошел семинар-практикум «Детско-родительские отношения в замещающей семье. Психолого-педагогические основы эффективного взаимодействия родителей с приемными детьми»

Приемными родителями и опекунами люди становятся в силу различных причин: желание помочь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; нереализованные установки «быть мамой и папой», «иметь детей», «иметь дочку (сына)»; скрасить собственное одиночество; чувство долга по отношению к родственникам.

  • 21.02.2018

Неделя семьи "Мир мой - моя семья"

Неделя семьи "Мир мой - моя семья"

С 16 мая по 22 мая в ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Асиновского района» прошла Неделя семьи "Мир мой - моя семья"

  • 26.05.2016

Праздник Широкая Масленица «Ух, блины, мои блины»

Праздник Широкая Масленица «Ух, блины, мои блины»

В пятницу 11 марта 2016 в Службе сопровождения замещающих семей Первомайского района было людно. Здесь собрались замещающие родители со своими детьми, специалисты отдела опеки и попечительства, был приглашен настоятель Пышкино-Троицкой церкви отец Владимир, чтобы отпраздновать Масленицу.

  • 17.03.2016


bottom