Новости

Трудовое и профессиональное воспитание детей

Много сложнейших проблем ставит жизнь перед детьми-сиротами, и ключом к их комплексному и целенаправленному решению в нашей группе стал труд воспитанников. Мы рассматриваем его как органическую часть их жизни и деятельности, как эффективнейшее средство воспитания и перевоспитания детей, подготовки их к самостоятельной жизни в нормальном социуме.

Воспитательная работа по привитию детям трудовых навыков в нашей группе идет путем включения ребят в большие и малые дела по обеспечению жизнедеятельности.

Организация жизнедеятельности в нашем Центре выстраивается по типу семейных групп. Такая система позволяет нам создать условия, где старшие ухаживают за младшими, защищают, разбирают ссоры, играют, трудятся, помогают в учебе.

В нашей семейной группе «Дружные ребята» в настоящее время 6 мальчиков от 9 до 16 лет. Коллектив группы в этом году поменялся несколько раз. Поэтому вновь поступившего воспитанника знакомим с теми трудовыми обязанностями, которые он должен выполнять, находясь в нашем коллективе. Он получает информацию о том, как организован труд и обучение труду, какие функционируют кружки, чему он может научиться.

Воспитанник, даже если ему 4-6 лет, вместе с другими сверстниками систематически выполняет возложенные на него с учетом его возраста трудовые обязанности, связанные с самообслуживанием и обустройством своих комнат, т.е. труд хозяйственно-бытового направления.

Наши сегодняшние мальчики – будущие хозяева в своем доме – их готовим к ведению домашнего хозяйства. Разработана и успешно реализуется программа «Хозяюшка». Учим детей варить, стряпать, печь пироги на день рождения, готовить салаты, накрывать на стол, мыть посуду, пользоваться бытовой техникой: микроволновкой, пылесосом, стиральной машиной. Старшие мальчики ремонтируют мебель, клеят обои, красят. В летнее время работают в теплице, огороде, цветниках. Руками детей много сделано для того, чтобы создать уют в своих комнатах. В процессе работы мальчики приобретают необходимые в самостоятельной жизни навыки.

В этом году в группе 3 выпускника: Алеша Б., Сергей Т., Кирилл В. поэтому одним из важнейших направлений в нашей работе совместно с социальным педагогом О.Г.Овсянниковой является организация деятельности по профессиональной ориентации воспитанников, которая направлена на поиск ребенком своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей. Мы считаем, что наши воспитанники должны смело вступать в самостоятельную жизнь, а значит:

·         понимать, что труд, работа – это основы жизни;

·         уважать всех, кто трудится, и ценить плоды чужого труда;

·         узнать: что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий труда и машин, и что получается в результате;

·         развивать свои трудовые способности, овладевая необходимыми навыками, принося пользу людям.

В связи с этим с детьми проводим беседы, часы общения, встречи с людьми разных профессий, экскурсии.

Мы считаем, что вся эта работа обеспечивает подготовку детей-сирот к жизни в современных сложных условиях социально-экономического развития, помогает профессиональному самоопределению.

Арефьева А.И., воспитатель

bottom