Основные направления работы учителя-дефектолога
ОГКУ "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Асиновского района"
1. Диагностико - аналитическое направление.
Учитель-дефектолог начинает свою работу с первичного дефектологического обследования каждого воспитанника центра. Входящая диагностика проводится с целью выявления трудностей формирования знаний, умений и навыков ребёнка и определения причин уже возникших учебных проблем. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития, анализ письменных работ (качественно-количественная характеристика типичных ошибок), наблюдение за деятельностью воспитанников в процессе учебной и внеучебной деятельности. По результатами диагностики и имеющихся заключений специалистов для каждого ребёнка подбирается соответствующая его уровню психофизического развития адаптированная образовательная программа обучения (АОП). В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержание коррекционной работы по образовательной программе.
2. Коррекционное направление.
В ходе коррекционной работы учитель-дефектолог реализует следующие образовательные программы:
1. Адаптированная образовательная программа (АОП) для обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития);
2. Адаптированная образовательная программа (АОП) для обучающихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития);
3. Адаптированная образовательная программа (АОП) для обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья ((интеллектуальными нарушениями);
4. Адаптированная образовательная программа (АОП) для обучающихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) ;
5. Адаптированная образовательная программа (АОП) коррекционной логопедической работы для детей с речевыми нарушениями 3 – 8 лет;
6. Педагогический проект "В гостях у сказки" по теме: «Сказкотерапия как средство развития речемыслительных способностей и коммуникативных компетентностей детей дошкольного и младшего школьного возраста ";
7. Образовательная программа социально- педагогического направления "Финансовая грамотность"
Основные направления коррекционно-развивающей работы с воспитанниками Центра: сенсорное и сенсомоторное развитие; формирование пространственно-временных отношений; умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления); формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; готовность к восприятию учебного материала; формирование необходимых для усвоения школьного программного материала умений и навыков.
В отдельных случаях создаётся индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) конкретно по проблемам определённого ребенка, реализуемый на индивидуальных занятиях.
3. Аналитическое направление.
Реализуя аналитическое направление своей работы, учитель-дефектолог проводит анализ процесса коррекционного воздействия на развитие ребёнка и оценку его эффективности. Результативность усвоения программы отслеживается с помощью данных мониторинга, проводимого в начале и в конце реализации АОП. Итоговая диагностика позволяет сделать выводы об эффективности и результативности реализуемой программы. По необходимости проводится корректировка программы в соответствии с уровнем психофизического развития воспитанника.
4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.
Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям замещающих семей (ЗС) в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей ЗС в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития. Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации родителям ЗС и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их психофизического здоровья. По запросу родителей ЗС и педагогов проводятся индивидуальные консультации.
5. Организационно - методическое направление.
Учитель-дефектолог организует свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Совместно с психологом, воспитателями, врачом разрабатывает и реализует комплексные индивидуальные программы коррекции и развития, участвует в заседаниях консилиума учреждения, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами, родителями ЗС, выступает инициатором выведения отдельных воспитанников в специальные (коррекционные) учреждения.