Основные направления работы учителя-дефектолога 

ОГКУ "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Асиновского района"

1.     Диагностико - аналитическое направление.

Учитель-дефектолог  начинает свою работу  с  первичного  дефектологического обследования каждого воспитанника центра. Входящая диагностика проводится с целью  выявления трудностей формирования знаний, умений и навыков ребёнка и определения причин уже возникших учебных проблем. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития, анализ письменных работ (качественно-количественная характеристика типичных ошибок), наблюдение за деятельностью воспитанников в процессе учебной и внеучебной деятельности.  По  результатами диагностики и имеющихся заключений специалистов для  каждого ребёнка подбирается соответствующая его уровню психофизического развития адаптированная образовательная программа обучения (АОП). В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержание коррекционной работы по образовательной программе.

2. Коррекционное направление. 

В ходе коррекционной работы учитель-дефектолог реализует следующие образовательные  программы:

1. Адаптированная   образовательная программа (АОП) для обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития);

2. Адаптированная   образовательная программа (АОП) для обучающихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития);

3. Адаптированная   образовательная программа (АОП) для обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья ((интеллектуальными нарушениями);

4. Адаптированная   образовательная программа (АОП) для обучающихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) ;

5. Адаптированная   образовательная программа (АОП) коррекционной логопедической работы для детей с речевыми нарушениями 3 – 8 лет;

6. Педагогический проект  "В гостях у сказки" по теме: «Сказкотерапия как средство развития речемыслительных способностей и коммуникативных компетентностей детей дошкольного и младшего школьного возраста ";

7. Образовательная программа социально- педагогического направления "Финансовая грамотность"

 Основные направления коррекционно-развивающей работы с воспитанниками Центра: сенсорное и сенсомоторное развитие; формирование пространственно-временных отношений; умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления); формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; готовность к восприятию учебного материала; формирование необходимых для усвоения школьного программного материала умений и навыков.

В отдельных случаях создаётся индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) конкретно по проблемам  определённого ребенка, реализуемый на индивидуальных занятиях.

3. Аналитическое направление. 

Реализуя аналитическое направление своей работы, учитель-дефектолог проводит анализ процесса коррекционного воздействия на развитие ребёнка и оценку его эффективности. Результативность усвоения программы отслеживается с помощью данных мониторинга, проводимого в начале и в конце реализации АОП. Итоговая диагностика позволяет сделать выводы об эффективности и результативности реализуемой программы. По необходимости проводится корректировка программы в соответствии с уровнем психофизического развития  воспитанника. 

4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление. 

Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям замещающих семей (ЗС) в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей ЗС в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития. Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации родителям ЗС и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их психофизического здоровья. По запросу родителей ЗС и педагогов проводятся индивидуальные консультации.

5. Организационно - методическое направление.

Учитель-дефектолог организует свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Совместно с психологом, воспитателями, врачом разрабатывает и реализует комплексные индивидуальные программы коррекции и развития, участвует в заседаниях консилиума учреждения, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами, родителями ЗС, выступает инициатором выведения отдельных воспитанников в специальные (коррекционные) учреждения.


Консультативно-методическая деятельность

  1. Задания на развитие зрительного восприятия
  2. Игры на развитие слухового внимания
  3. Упражнения  для развития памяти
  4. Упражнения для развития цветовосприятия
  5. КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ – ДЕФЕКТОЛОГА. ТЕМА: Сенсорное развитие дошкольников
  6. Ковалева Е.А.Консультация дефектолога Виды рефлексии
  7. Уважаемые родители замещающих семей 001
  8. Формирование и развитие у ребёнка активного и пассивного словаря
  9. КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА Упражнения для развития и укрепления  речевого аппарата детей дошкольного возраста
  10. Консультация учителя-дефектолога «Особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями (ИН)»
bottom